| ГОЛЕМ
Го́лем (с иврита גולם - "гелем" - "необработанный материал") - персонаж еврейской мифологии, человек из неживой материи (например, глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных
знаний.
Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный
раввин Лёв для защиты еврейского народа.
Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном
человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных»
работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и
главным образом для предотвращения кровавого навета путём
своевременного вмешательства и разоблачения.
Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема
народная легенда приписывает знаменитому каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю. Голем будто бы возрождается к
новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному
преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли.
В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление
социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема
как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы
религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои
«полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»:
искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже
преступно для естественно-живого человека.
Чтобы сделать Голема, согласно древним
рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с
десятилетнего ребенка. Оживить фигурку можно, произнеся имя бога,
либо начертав на ее лбу слово "zmet" - "истина" (если стереть букву "z",
получится
"met", то есть "смерть"- таким образом можно уничтожить голема). Впрочем,
оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он
быстро
растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из
подчинения
и может убить даже своего создателя.
Современные големы, живущие в фантастических фильмах и компьютерных играх мало чем отличаются от своих древних собратьев - это, обычно, каменные, глиняные, реже металлические, великаны, оживленные магами для какой-либо работы.
| |